1.1 Заказчики
1.2 Руководитель и участники проекта
Руководитель проекта: И. В. Филимоненко, к.э.н., доцент, зав. каф. Маркетинг.
Научный консультант – З.А. Васильева, д.э.н, профессор, директор ИУБПЭ
Ответственный исполнитель: О.В. Карпычева, доцент каф. Маркетинг
Исполнители:
3.1 Цель проекта
Определение потенциальных потребителей продуктов нефтегазодобычи при вывозе морским транспортом с северных территорий Красноярского края, ЯНАО
3.2 Задачи проекта
3.3 Основная идея
Согласно Правилам плавания по трассам Северного морского пути (СМП) его границами на Западе являются Западные входы в Новоземельские проливы: Карские ворота и Югорский шар, а также меридиан, проходящий на север от мыса Желания. При этом Новоземельский пролив Маточкин шар закрыт для гражданского судоходства. На востоке границей СМП является параллель 66 град. северной широты в Беринговом проливе и меридиан 169 град. западной долготы.
Транзитным рейсом считается плавание судна по всей длине трассы, при котором оно пересекает обе границы. Плавание судна с пересечением одной границы является арктическим каботажем. Протяженность Северного морского пути составляет 2500 миль (более 4000 км).
Использование СМП остается наиболее эффективным по сравнению с переходом через Суэцкий или Панамский каналы, если во главу угла ставится сокращение расстояния транспортировки, а как следствие — экономия трудозатрат, времени, топлива и т.д.
Арктические порты, за исключением Дудинки, являются самым слабым звеном на СМП. В связи с изношенностью основных фондов (гидротехнические сооружения, транспорт, энергетическое обеспечение портов, складские площади и т.д.), суровыми климатическими условиями, сезонностью работ (4–5 месяцев в году) и отсутствием средств на модернизацию портового технологического оборудования, функционирование данных портов в настоящее время затруднено.
Основными пользователями СМП в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха–Якутия, Чукотка. Мурманский морской порт определен ключевым элементом всей транспортной системы Севера России в целом и Северо-Запада в частности. В соответствии с генеральным планом развития Мурманского транспортного узла, грузооборот порта к 2015–2020 гг. сможет превысить 100 млн. тонн. Центральный научно-исследовательский институт морского флота по заданию администрации Мурманской области обосновал целесообразность создания свободной экономической зоны Мурманского порта.
В 2001 году вышла Морская доктрина РФ на период до 2020 года, которая ставит долгосрочные задачи экономического освоения Арктики путем создания морской инфраструктуры на трассе СМП. В первую очередь речь идет об установлении централизованного государственного управления транспортной системой, ледокольного обслуживания. Во-вторых, необходимо предоставить равноправный доступ заинтересованным перевозчикам. И, в-третьих, очень важно развитие судостроения, ориентированного на морские перевозки в ледовой обстановке, а также обновление и безопасная эксплуатация атомного ледокольного флота и т.д.
Часть 1. Анализ портов по направлению реализации товарной продукции при вывозе морским транспортом с северных территорий Красноярского края
Часть 2. Потенциальные потребители по каждому из видов товарной продукции с их местоположением и объёмами возможной реализации
Часть 3. Рыночная стоимость видов товарной продукции в регионе местоположения потребителя
«Маркетинговые услуги (оценка конъюнктуры рынка УВ морским сообщением: товарная нефть, СУГ, СЖТ)»